Заповедная кимжа
Деревня Кимжа, раскинувшаяся на невысоком обрывистом берегу одноименного
левого притока реки Мезени, в трех километрах от его устья, лучше
других сохранила исчезнувший облик старинных мезенских сел. В этом
старинном заповедном месте в едином ансамбле сохранилось все то,
чем мы восхищаемся в северном деревянном зодчестве. Все это органично
взаимосвязано с природой и окружающей средой.
По преданию, деревня эта возникла в начале 16 века, когда здесь
поселился приехавший сюда вместе с семьей крестьянин из деревни
Немнюга Пинежского уезда. Он построил здесь для себя дом и небольшую
часовню. Постепенно здесь стали селиться другие крестьяне из Пинежского
и мезенского уездов. Так возник выселок, в котором уже в 1600 году
насчитывалось около 60 человек мужского населения.
Свое название деревня получила по названию реки Кимжа, на берегу
которой и расположена.
Местные жители считают, что название реки и деревни произошли
от имени первопоселенца Кима, говорили: Ким жил, вот от краткого
и быстрого произношения и получилась Кимжа, по другой версии название,
как реки, так и деревни произошло от финно-угорского киима, что
означает токовище. Кимжа со всех сторон окружена лесами богатыми
дичью, а глухарей и тетеревов всегда в этих местах водилось великое
множество, и когда у птиц наступал брачный период, в мае – июне,
их клекот был слышен на много километров. Саамское же толкование
Кимжи в переводе на русский язык звучит как «река, у которой много
следов», что впрочем, не противоречит и другим вариантам.
Как и у всех деревень Мезенского района у жителей Кимжи существует
свое групповое прозвище «ченотропы», откуда оно пошло уже никто
не знает, но также существует несколько интерпретаций этого прозвища.
Одна из них – кимжане «чернотропы» - колдуны, порчу и сглаз насылают,
была связана с тем, что некоторые из жителей деревни действительно
владели искусством ворожбы и заговора. Другая «чернотропная» версия
связана с тем, что кимжане позже всех в районе расстались с банями
по «черному» и перешли на «белые», а после помывки в «черной» бане
шли домой и оставляли зимой на белом снегу черные следы от банной
сажи. Еще две версии прозвища «чернотропы» приведены Н.В. Дранниковой
в книге «Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского
Севера» и выглядят следующим образом: когда – то избы в Кимже топились
по черному, сажа везде садилась, коптилась на снегу, поэтому оставались
черные следы; Кимжа – ченотропы. Вокруг глухие леса, в которых
легко заблудиться.
Деревня Кимжа никогда не была крупной, так по переписи 1678 года
в "погосте, что была дер. Кимжа", значится дворов крестьянских
13, а людей в них 27, "по миру ходят" 2 двора, 20 дворов
пустых. В 1888 году в Кимже было 52 крестьянских двора, в которых
проживало 464 человека.
До сих пор сохранилась улица двухэтажных домов-дворов типичной
мезенской постройки конца XIX - начала XX веков. Да и сама деревня
в большинстве своем состоит из подобных домов, некоторые из которых
подверглись перестройке в современном стиле.
Один из домов выкуплен органом местного самоуправления (ТОС) «Кимжа»
и усилиями членов этой организации переоборудован музей «Политов
дом». Музейная экспозиция представляет собой историю жизни деревни.
Благодаря хорошо сохранившейся архитектуре Русского Севера в Кимже
было снято несколько художественных и документальных фильмов.
Так в 80-х годах ХХ века в многосерийном художественном фильме
«Михайло Ломоносов» Кимжа олицетворяла собой древние Холмогоры.
Дом, который в фильме являлся домом Ломоносова, сохранился до сих
пор. Многие местные жители принимали участие в массовых сценах.
Художественный фильм «Матвеева радость», снимавшийся в те же годы,
менее известен широкой публике, и там Кимжа выступала в роли родной
деревни главного героя. В 2003-2004 годах в Кимже были сняты 2
документальных фильма. Один из них снимал телевизионный канал РТР,
а другой телеканал Культура.
На пожертвования кимженских крестьян в начале 17 века в Кимже
была построена первая деревянная церковь с колокольней в честь
Богоматери-путеводительницы Одигитрии, с приделом во имя преподобных
Зосимы и Савватия Соловецких. В 1699 году эта церковь сгорела от
молнии.
На месте ее на пожертвования кимженских крестьян была построена
новая деревянная Одигитриевская церковь. Она наследовала от старой
ее форму и была устроена в виде креста. Строилась она довольно
долго - с 1700 по 1709 год, а освящена была только в 1763 году.
Построенная из самого прочного и долговечного материала на Севере
- лиственничных бревен, она сохранилась до наших дней и является
украшением всей Кимжи. Над кровлей церкви возвышается большой шестигранный
шатер, а над ним - глава с восьмиконечным крестом. На четырех ее
углах стоят четыре шатра небольшого размера, имеющие своим основанием
медальоны в виде сердца. Эти шатры также завершаются главами с
восьмиконечными крестами. Шатры и главы крыты лемехом - деревянной
чешуей.
Этот тип церквей был распостранен не только на Мезени, но и на
Пинеге. На Мезени подобные церкви стояли в Окладниковой слободе,
в Лампожне и в Юроме. Теперь такая церковь осталась только в Кимже.
И этот единственный сохранившийся на Мезени шедевр русского деревянного
зодчества, к сожалению, ныне находится в плачевном состоянии и
нуждается в срочной реставрации.
В состав Кимженского прихода с 1857 года вошло село Дорогорское,
входившее до этого в состав Заакакурского прихода. 6 октября 1894
года при Кимженской церкви была открыта школа грамотности. В 1894-1895
учебном году в ней обучалось 23 мальчика и 9 девочек. Обучение
вел местный священник при содействии дьякона.
Следует отметить, что в Кимже язычество, сторобрядничество и православие
оставили свой след. Так, например, в деревне долгое время не было
кладбища до 1951 года, а умерших хоронили по их завету (где попросят),
чаще всего на их земельном наделе, а не у домов, как указано в
некоторых источниках. Считалось, что дух предков будет охранять
земельный надел и жилище от бед и напастей. У домов ставились обычно
обетные кресты.
Неизменным пейзажем мезенских деревень были ветряные мукомольные
мельницы. Обычно они располагались вокруг деревни на возвышенных
местах. Например, в самой Мезени было 19 таких мельниц, а в Азаполье
- 18. Довольно распространены они были и в других мезенских деревнях.
К сожалению, в Мезени и в Азаполье эти мельницы не сохранились.
А там, где еще сохранились, находятся в крайне ветхом, запущенном
состоянии. Две таких мельницы стоят еще в Погорельце и одна в Кимже.
Говоря о занятиях жителей Кимжи, посетивший ее в 1837 году известный
русский ботаник Александр Шренк писал: " Жители Кимжи занимаются
земледелием, скотоводством и рыбною ловлею. Земледелие ограничивается
разведением ржи и ячменя, которые однако довольно часто не созревают...
Рыбная ловля есть главное занятие кимженских крестьян и ограничивается
преимущественно ловом семги...".
Кроме лова семги и другой рыбы на местных водоемах, кимжане занимались
также морским рыбным и зверобойным промыслами и на своих карбасах
ходили на Канин.
Как известно, через Кимжу проходила зимняя дорога из Архангельска
на Мезень, шедшая через Пинегу и Малую Немнюгу. Поэтому в хозяйственной
деятельности кимженских крестьян известное место занимал извоз.
Кимжа издревле славилась медным литьем. Здесь отливали медные
колокольчики для скота и почтовых лошадей, украшения для конской
сбруи, крестики, пряжки и коновальские бляхи, которые были опознавательным
знаком мезенских коновалов и прикреплялись ими к своим сумкам.
На этих бляхах изображались конь и три человека: один из них восседал
верхом на коне, второй - вел его за узцы, а третий - толкал сзади.
"Коновал, - как говорится в словаре Брокгауза и Ефрона, -
скотский лекарь-самоучка".
Главным занятием коновалов была кастрация жеребцов, бычков, баранов
и других домашних животных. Нередко они лечили и людей. Мезенские
коновалы - явление уникальное. Здесь оно носило характер отхожего
промысла, и занимались им преимущественно крестьяне с верховьев
Мезени. Из поселений на нижней Мезени оно больше других было распространено
среди жителей Дорогорского.
Славились в Кимже мастера медных литейных дел Дерягины, сыновья
и внуки старейшего мастера этих дел Дерягина Василия Алексеевича,
который прославился изготовлением медного литья в первой половине
19 века.
Есть предположение, что медь в Кимжу доставлялась доставлялась
с цилемских медных рудников, расположенных на Цильме - притоке
Печоры, где с конца XV века добывали не только медь, но и серебро.
Все это доставлялось в Москву через Мезень.
Обычно привезенную медь с помощью зубила дробили на мелкие кусочки,
которые складывали в железный горшок и плавили в печи. Расплавленную
медь специальной ложкой разливали по формам. Колокола отливали
в земляных формах по специальной модели.
Литейная мастерская в Кимже - редчайшее явление для крестьянской
среды. Существует предание, что искусство медного литья занесли
в Кимжу старообрядцы из Выговского старообрядческого общежительства,
что в Карелии, где отлично было поставлено литье медных икон -
складней. А Кимжа, как известно, была одним из центров старообрядчества
на Мезени.
Надо отметить, что в Кимже работали также мастера ювелирных дел,
которые изготовляли украшения из драгоценных металлов, в основном
из серебра. Одним из таких мастеров был сын Василия Алексеевича
Дерягина - Михаил.
В Кимже, как нигде на Мезени, до сих пор сохранился дух старинного
бытового уклада, неизменно сопровождаемый старинными русскими песнями
и причитаниями. В 1922 году в Кимже числилось 130 дворов, в которых
проживало 566 человек. В 1993 году здесь было 72 домохозяйства,
а число постоянных жителей составляло 165 человек.
Раньше в деревне находилось отделение акционерного общества "Дорогорское",
в котором трудились жители деревни. Сейчас из всех производств
бывшего АО «Дорогорское», которое распалось, а затем было преобразовано
в КФК «Сахаров», осталась только ферма с племенными лошадьми Мезенской
породы.
Лошади этой породы известны с XVIII, они представляют собой лесную
упряжную породу, способную ходить по снежной тундре, очень выносливы
и неприхотливы. Породу удалось сохранить благодаря тому обстоятельству,
что ввоз лошадей других пород был запрещен на территорию района.
После длительного забвения и в связи с дороговизной топлива спрос
на неприхотливых и выносливых лошадок возрос.
В статье использованы материалы:
Фото Ф. Сафонова
Фото И. Суханова
Фото с сайта «На кромке бытия»
Фото из краткого словаря «Поморьска говоря» автор И.И. Мосеев
Статья «Заповедная Кимжа» Н.А. Окладникова |